В российском виноделии на данный момент существует 3 основные категории вина, которые можно встретить на полках в магазинах:
Столовое. Не гарантирует ничего, кроме того, что в бутылке вино из какого-то винограда или смеси сортов. Даже страну происхождения не обязательно указывать. В большинстве случаев и за редким исключением, грусть-печаль.
ЗГУ — вина с защищенным географическим указанием. Так маркируются вина, произведенные в одном из крупных винодельческих регионов России. 85% винограда местного, остальное допускается из других регионов.
ЗНМП — вина с защищенным наименованием места происхождения. Если грубо, то еще более узкое определение территории и требований к винограду. Но так должно быть, а по факту? А по факту никакой нормативной базы толком найти не удалось.
Для интереса, приводим список всех «премиальных» терруаров РФ. Взяли его из статьи «Где находятся винные ЗНМП«. Кстати, рекомендуем к прочтению. Автор на пальцах показывает всю условность текущей системы маркировки.
Так, например, Крым — это ЗГУ (Республика Крым + Севастополь), а Семигорье (рядом с Новороссийском) — ЗНМП. И такую маркировку уже могут ставить всего 2 предприятия: «Вилла Виктория» и «Имение Сикоры». С ЗНПМ Сенной может делать вина только «Фанагория» и т. д.
И если с ЗГУ все хоть более или менее понятно, то ЗНМП является, в большей, степени прикладной биркой. У каждого производителя — своя. Исключение — Семигорье.
В Италии, к слову, только Сассикайя может похвастаться своим, по сути, именным DOCG. У нас же каждый производитель — отдельный ЗНМП:
ЗНМП «Абрау-Дюрсо», ЗНМП «Голубицкая Стрелка», ЗНМП «Тмутаракань» (Винодельня Юбилейная), ЗНМП Дивноморское» и т. д. Всего 10 или около того.
На сайте Ассоциации «СРО «Виноградари и виноделы» есть документ: «Требования в области производства вин с защищенным географическим указанием «Кубань». Если его почитать, то станет понятно, что эти самые требования очень размытые и нечеткие. Из цифр — ограничение урожайности (18т/Га). Все остальное — набор букв и формальные слова.
Откройте после этого документ по аппелласьону DOCG Barbaresco(гуглится по запросу «yield barbaresco docg») и посмотрите на уровень его проработки — впечатляет!
Поэтому, к сожалению, ставить знак равенства с европейской системой классификации вин пока рано. Можно, конечно, сказать, что AOC (DOC) это аналог нашего ЗГУ, но это лишь по формальным признакам так. Уровень контроля за соблюдением правил на всех этапах производства несравнимо ниже, чем «а что там у них».
ЗНМП, исходя их вышеописанного, вообще не понятно с чем сравнить.
С чем еще приходится бороться отечественным вайнмейкерам?
Например, с «Крымским вином». По закону ничего не мешает так обзываться вину, которое сделано в Крыму из привозных виноматериалов сомнительного происхождения и качества.
Ничего не мешает Льву Голицыну называться «российским шампанским». Мы не против, конечно, но маркировка странная. Да и почему не написать на этикетке откуда сырье пришло? Мы верим в сидр Бюльви из Ленинградской области, мы его пили — он вкусный. Да и яблони тут растут. А вот про лозы виноградные ничего не слышали.
Возвращаясь к тому, есть ли за забором собака.
Мы верим в надписи. ЗГУ, ЗНМП — пусть будут. Тем более, если они гарантируют происхождение винограда и вина. По закону же. Будем считать, что это правда, и нас не обманывают. Когда кто-то кричит, что вино с ЗГУ — «балк позорный» — его право. Но тогда надо доказать.
Или опять презумпция виновности?