Евгений Агапов ─ сомелье, основатель старейшей петербургской «Школы сомелье И. Шарбатова и Е. Агапова», а также профессиональный преподаватель в области вина и крепких напитков. В интервью нашей редакции он рассказал о способностях к языкам, чересчур развитом обонянии и пользе от употребления вина.
ー Как у вас произошло знакомство с вином?
ー С вином вышло совершенно случайно. Если бы не эта случайность, возможно, вина бы я даже не пил сейчас, разве что в компании вместе со всеми. Знакомство произошло в конце 90-х. 1998 год был дефолтным, мне было около 24, только окончил институт, работать по специальности было негде. Все торговали исключительно, и мой друг пригласил меня в виноторговую компанию поработать. И я пошел, так как в семье были сложности, нужно было приносить деньги. Получается, случайно я попал в компанию, где и появился этот интерес к вину. Через 2-3 месяца я уже стал преподавать в школе барменов, куда меня тоже случайно пригласили. А после года с небольшим президент школы предложил мне открыть свою, потому что я начал теснить его дисциплины. Сперва мне нужно было провести одну лекцию, потом три, потом пять ─ хотелось всё больше и больше, так и завертелось. И вот с небольшим перерывом, это продолжается почти двадцать два года.
ー На кого вы равняетесь в этой сфере?
ー Есть люди, которых я очень уважаю, прислушиваюсь к их мнению. Например, в Москве есть специалист Леонид Гелибтерман.
Леонид Гелибтерман - президент международного эногастрономического центра (МЭЦ), почётный член «Союза сомелье и экспертов России», автор книг «Винная Азбука» (2002 год) и «Большая книга гурмана-путешественника» (2012 год).
Я не сильно на него равняюсь, так как сейчас иду больше своим путем, но, попадая на мероприятия Леонида, я стараюсь запомнить что и как он делает. Дело в том, что речь не только про вино, про алкоголь, но и про преподавание. Поэтому я обращаю внимание на два момента. С одной стороны, какой человек специалист, что меня сейчас меньше увлекает, потому что это немножко отрывает от земли. Важно не быть «звёздным мальчиком», который откуда-то сверху вещает. С другой стороны, какой методике следовать, чтобы донести знания до учеников школы. Все фишки, способы работы с аудиторией, как создать нужную атмосферу внутри группы ─ вот эти нюансы я смотрю везде.
ー Что вам дают ученики?
ー Каждая группа меня чему-то учит, конечно же. Иногда по-человечески, а иногда даже в профессиональном смысле. Некоторые ученики бывают талантливее преподавателей как специалисты. Поэтому да, я открыт ко всем новостям в этой сфере.
ー И зарубежным тоже?
ー Мой опыт за рубежом ─ это в основном проведение винных туров (пока границы не закрыли), работа директором по импорту. Всё это больше дружеско-профессиональное общение, где я не вижу того, на что бы имело смысл равняться. Если брать литературу, то у меня не хватает времени, а в интернете мало грамотных статей, все друг у друга сдирают. То есть людей, которых хотелось бы почитать, редко встретишь. Когда мне такие статьи попадаются, я сохраняю в отдельную папочку, думая «боже мой, кто-то написал так складно и с какой-то идеей». Есть ещё сайты и аккаунты в Инстаграме, где происходит «уравниловка», людям предлагаются лишь разные стереотипы. Это меня бесит, потому что я вино считаю продуктом совершенно индивидуальным. У каждого человека свой вкус. Вина бывают одного сорта и региона, но при этом такие разные в зависимости от рук, которые прикасались к ним. И когда я вижу такие попытки усреднять, я взрываюсь от ярости и не читаю дальше.
ー А языки вы учили, чтобы лучше в вине разбираться или больше для себя?
ー В школе я вообще не учил языки. Мне 47 лет, и в то время нам было непонятно, зачем это надо. Первым я начал учить французский, когда мне было 23. Я был влюблен в девушку, которая знала французский, и она меня вдохновляла. Ещё я поехал во Францию по обмену. Там оказалось, что у меня есть способности к языкам. Мы сидели в Сорбонне на хоре, все перечисляли, сколько они учат язык: три года, пять лет, семь. Дошла очередь до меня, говорю: «А я учу второй месяц». Все удивились, так как я не сильно проваливался в языке на их фоне, хотя успел пройти только месячный интенсив. С французского всё началось, потом я поехал автостопом по Европе, пришлось вспоминать как-то английский. И я понял, что языки открывают тебе двери. Позже я выучил итальянский и испанский, потому что я работал в импорте, регулярно ездил на международные выставки, было важно ближе быть к поставщикам, получать больше информации напрямую. Английский я знаю сейчас не сильно хорошо, мне пока стыдно за его качество. Немецкий и португальский в винной тематике я хорошо понимаю на слух.
ー Какие ещё специальные навыки приобретаются в процессе изучения вина?
ー Сильно развивается обоняние, вкусовые возможности. Это относится не только к нюансам винных запахов и вкусов, но и всего вокруг. Иногда это даже зашкаливает. Например, сидя напротив человека, я могу сказать, когда собеседник в последний раз ел. Даже оттенки воды чувствуются. Плюс, развивается память, потому что огромное количество производителей, наименований, новых урожаев. И все факторы нужно держать в голове. Ещё и вы начинаете общаться. Гораздо интереснее пить в компании, вино сближает. Но важно не посадить здоровье. Мне больше 35 никто не дает, но есть некоторые коллеги, которым частые дегустации, идут явно не на пользу.
ー Как часто можно пить вино?
ー Мой опыт показывает, что вино нужно пить каждый день. Желательно, бокал или полтора, это же полезная субстанция. Важно просто делать это регулярно, но понемногу. От себя могу добавить, никогда не насилуйте себя вином. Если не допили, даже если оно дорогое, то не нужно заставлять себя. Стоит уходить от этого.
ー Какое сочетание, вы бы порекомендовали другим? Может быть, что-то необычное?
ー Крепленые вина и супы. Например, наваристая солянка с рюмочкой портвейна (не винтажного). Фантастическое сочетание благодаря контрастности охлажденного алкоголя и горячего супа. А в классических сочетаниях важно ориентироваться на основной ингредиент, гарнир и соус. Так, например, к гамбургеру с лимонным соком, огурцом больше подойдет белое вино со своей кислотностью. Небольшой совет: когда вы будете обладать большим опытом еды и вина, попробуйте, пока едите, представить, что бы вы хотели сейчас выпить. Скорее всего вы попадете в хорошее сочетание, которое может быть даже не описано в книгах. Я убежден, что каждый уникален, поэтому нужно больше слушать себя. Ориентироваться на эмоции, чувства, анализировать собственный опыт.
ー Какие сложности возникают в процессе обучения?
ー Для преподавателей самое трудное, когда в группе возникает неоднородность целей у слушателей: большая часть пришла для профессионального развития, а некоторые просто для себя. Такие люди быстро устают, хотят скорее пить, а остальным нужно глубокие знания давать. Ещё сложно сохранять мотивацию, не выгорать, потому что, по большому счёту, я 20 лет одно и то же с небольшими изменениями рассказываю. А что касается учеников, их трудностей ─ им надо самоорганизовываться, уделять время новому курсу и не ориентироваться на других, сконцентрироваться на себе, своих отношениях с вином, с миром алкоголя, найти ему место в жизни. И речь не только про то, что вы будете пить три раза в неделю, но ещё и про изучение истории, языков, культуры стран производителей.
ー Вы упомянули выгорание. У вас было желание уйти из преподавания?
ー Да, я впал в амбиции. Сменил сферу деятельности, даже почти ушел из работы с вином. По счастью, окончательно этого не случилось, я смог найти управляющего, помогшего удержать проект. А я переосмыслил жизнь, потому что я сижу за компьютером, продаю слайдер-дизайны для ногтей, езжу на выставки, такие как Cosmoprof, кладу слайдеры, закрываю топом, запечатываю и понимаю, что это совсем не моё! И еще за полгода я понял, что я не хочу быть богатым человеком, а хочу быть на своём месте. И вернулся с этим отношением к работе с вином.
Олеся Киселева